Большинство пигментов, используемых в современной пищевой, косметической, текстильной, лакокрасочной и других промышленностях, имеют синтетическое происхождение. В то же время некоторые из таких красителей являются спорными и даже опасными: обладая токсичными, канцерогенными и другими нежелательными свойствами.
Большинство пигментов, используемых в современной пищевой, косметической, текстильной, лакокрасочной и других промышленностях, имеют синтетическое происхождение. В то же время некоторые из таких красителей являются спорными и даже опасными: обладая токсичными, канцерогенными и другими нежелательными свойствами. И желание человека потреблять продукты с натуральными красителями (там, где без них нельзя обойтись), является вполне закономерным.
Отвечая этому желанию, британский дизайнер Николь Штернсвард (Nicole Stjernsward) разработала собственную систему добычи натуральных пигментов из растений. Прежде всего — из бытовых отходов: остающихся после приготовления пищи очисток свеклы, лука, авокадо, цитрусовых и т.п.
Получившая название KAIKU Living Color система предусматривает несколько рабочих этапов. Включающих в себя вываривание очисток и шелухи с изготовлением жидкого концентрата красителя. Затем его выпаривание и обработку горячим воздухом: когда, под давлением, пигмент в виде мелкодисперсного тумана продавливается через распылительную насадку в стеклянную вакуумную камеру. Итог — остающиеся в накопительном резервуаре сухие частицы натурального красителя.
При создании системы Николь Штернсвард принимала во внимание современные требования экологии: когда синтетические красители наносят вред человеку не только непосредственно — в том числе и вызывая аллергию. Но также, через промышленные сточные воды, оказываются в водной системе, отравляют флору и фауну.
В то же время красители натуральные веками использовались человеком: будь то создание охры из глины, окрашивание тканей луковой шелухой или индиго, добываемым из растения индигоферы. И лишь при активном развитии химической промышленности, ради упрощения и удешевления, от натуральных красителей отказались даже в пищепроме.
Воплощенный в системе KAIKU Living Color метод получения натуральных порошковых пигментов достаточно прост и давно известен. Позволяет извлекать ценное сырье из отходов — отправляющихся тоннами на свалки очисток и шелухи.
Но, судя по всему, Николь Штернсвард не придумала способа избежать главного недостатка природных красителей — низкой стойкости к воздействию температуры, влаги, кислорода. И многих других естественных факторов, также препятствующих активному использованию натуральных пигментов.
По материалам: stjernsward.co/kaiku-living-color ;
dezeen.com/2019/09/02/kaiku-nicole-stjernsward-design-food-waste-pigment/